Глава 2. Реформа 1895 года, ее причины, деятельность Крестьянского Поземельного Банка 1895-1905 г.г.


§1. Причины реформы.


В середине 90х годов XIX века кризис русского сельского хозяйства достиг своего апогея. Этому способствовало множество факторов, особенно внешние экономические условия. С конца 70х годов в Европе разгорался аграрный кризис, который выражался в длительном понижении цен на сельскохозяйственную продукцию, из-за этого некоторые европейские страны вводили протекционистские ввозные пошлины на хлеб, таковыми странами, например, были Франция и Германия. Повышение ввозных пошлин и одновременное снижение цен на сельскохозяйственные продукты в странах, куда Россия экспортировала хлеб, ударило по русскому сельскому хозяйству. Крупное землевладение несло огромные убытки, многие желали избавиться от земли, но купить землю могли немногие, хотя для крупного землевладения было бы выгодно распродать земли мелким собственникам. Снова мы видим превышение предложения над эффективным спросом. Чтобы увеличить эффективный спрос существует Крестьянский Поземельный Банк, но размеры его деятельности ограничены (см. Гл.1) и он не может покупать земли за свой счет. Так как Банк создавался и в интересах крестьянства и в интересах крупного землевладения - вывод напрашивается сам собой: разрешить Банку покупку земель. На это указывалось и в Государственном Совете: ’’Покупка имений Банком, способствующая земельному обеспечению крестьян, облегчит продажу имений тем дворянам, для которых в настоящих обстоятельствах отчуждение их поземельной собственности, всей или части, составляет, может быть, единственный выход и средство спасти себя от полного разорения’’ (Отчет по делопроизводству Государственного Совета за 1895 год, стр. 180; А.Н. Зак крестьянский Поземельный Банк Москва, 1911, стр. 246-247.).
Еще одной причиной реформы было неудовлетворительное положение дел в самом Крестьянском Банке, предоставлявшем фактически грабительские условия кредитования. Кредит стоил дешевле не только в Дворянском Банке, но и во многих акционерных земельных банках (более подробно см. Гл.1). Это было осознано и по манифесту 14 ноября 1894 года был понижен ростовой платеж с 5½% до 4½%, удлинены сроки ссуд с 24½ года до 26½ лет (при 7½% платеже) и с 34½ до 38½ лет (при 6½% платеже), также началось образование собственного капитала Банка. Однако это было только начало реформирования.

§2. Проведение реформы.


Первый проект нового Устава Крестьянского Поземельного Банка был составлен еще в начале 1893 года. Этот проект ставил задачей Банка “содействие развитию мелкой частной земельной собственности крестьян” и ограничивал кредитные операции Банка выдачей ссуд “наиболее состоятельной части населения, т.е. единичным более или менее зажиточным домохозяевам и разве немногочисленным по составу товариществам”, а также проектировались меры содействующие распаду общинного землевладения (В. Скалон Крестьянский Поземельный Банк/ Энциклопедический словарь, XVI, стр. 728.). Первая статья данного проекта Устава гласила: “Крестьянский Поземельный Банк имеет целью содействие развитию мелкой частной земельной собственности крестьян, а также обеспечение для них возможно дешевого и устойчивого арендного пользования землей''(там же). Также как и в первом Уставе ссуды должны были выдаваться под покупаемые земли только в тех случаях, когда владельцы пожелают продать, а крестьяне купить эти земли. Предполагался новый вид ссуд крестьянам – на возведение усадебных строений. Также, для возможности реализовать свои цели Банку давалось право приобретать земли за свой счет для продажи их крестьянам отдельными участками, или для сдачи в аренду.
После обсуждений проекта Устава были сделаны изменения, во второй редакции первая статья звучала уже немного иначе: “ Крестьянский Поземельный Банк имеет целью содействие развитию мелкой частной земельной собственности крестьян, а также облегчение для крестьян, не имеющих средств на покупку земли, возможно дешевого и устойчивого арендного пользования оною” (А.Н. Зак Указ. соч., стр. 256-257.). С этой целью Банк, как и в первом случае, выдает ссуды под покупаемые крестьянами земли, если владельцы пожелают продать, а крестьяне приобрести, а также приобретает земли за свой счет для продажи их крестьянам отдельными участками или для сдачи их в арендное пользование.
Проанализировав эти проекты, можно увидеть, что в обеих редакциях первой статьи ударение ставится на поддержку развития мелкой частной земельной собственности. Однако во второй редакции помощь предоставляется более широкому кругу крестьянства, а не только наиболее состоятельной его части. Также во второй редакции исчезает проект ссуды на возведение усадебных строений.
Окончательной стала третья редакция проекта, которая и поступила на рассмотрение Государственного Совета. Интересным представляется то, что в этой редакции, в отличии от двух предыдущих, обходится вопрос о развитии мелкой частной земельной собственности, и первая статья указывает лишь на то, что ''Крестьянский Поземельный Банк имеет целью оказывать крестьянам содействие к приобретению предлагаемых для продажи земель в собственность или в бессрочное, наследственное за договоренную плату пользование. Для этой цели Банк,
 Выдает крестьянам ссуды под покупаемые ими по добровольному соглашению с владельцами земли, когда предполагаемая сделка будет признана соответствующей выгодам крестьян, а ссуда достаточно обеспеченной.
 Покупает продающиеся земли за свой счет для продажи их крестьянам или для предоставления им таковых в бессрочную аренду.
 Выдает ссуды под земли, купленные крестьянами для погашения долгов, обеспеченных на этих землях до издания сего Устава'' (Там же, стр. 257-258.).
Теперь мы можем выделить новые операции, которые вводились в окончательной редакции Устава, предоставленной на утверждение Государственному Совету: покупка земель за свой счет Банком, отдача земель, купленных Банком, в бессрочную аренду, а также перевод долгов, лежащих на крестьянских землях, на Крестьянский Поземельный Банк.
В пользу покупки Банком земель за свой счет можно выделить следующие факторы:
1. Продажа по частям имений очень нерациональна и сопряжена с риском для продавца – операции купли-продажи могут затянуться на долгое время, в руках владельца могут остаться отдельные участки, неудобные для продажи.
2. Из-за указанных неудобств владельцы земли не особенно желали продавать имения по частям, а крестьяне были не в состоянии приобрести имение целиком, в свете чего посредническая деятельность Банка могла оказать помощь и тем и другим.
3. В то время существовало множество проблемных имений, которые были кругом в долгах. Именно эти имения и собирался приобретать Банк. Однако нужно согласиться со мнением, что из этого не стоит делать вывод о том, что покупая такие имения, Банк стремился помочь только землевладельцам – покупая такие проблемные земли, Банк способствовал смене неэффективного собственника более эффективным, в данном случае это были крестьяне.
Однако совершенно справедливо выделялись и ''темные стороны'' этой операции – покупка земли Банком облегчая жизнь землевладельцам, одновременно могла принести ущерб крестьянам тем, что возвысит земельные цены.
После всех описанных переделок проект Устава поступил на утверждение Государственному Совету. Проект вызвал неоднозначную реакцию. Одни предлагали разрешить выдачу ссуд без особого каждый раз разрешения Министра Финансов в размере 90% оценочной стоимости земли, другие предлагали исключить все пункты, касающиеся аренды, многие находили, что покупка и продажа Банком земель за свой счет не свойственна Крестьянскому Банку.
После рассмотрения проекта в департаментах и в общем собрании Государственного Совета, проект был Высочайше утвержден 27 ноября 1895 года.
Первая статья нового устава гласила: ''Крестьянский Поземельный Банк имеет целью оказывать крестьянам содействие к приобретению в собственность предлагаемых для продажи земель'' . А.Н. Зак пишет, что фраза ''предлагаемых для продажи земель'' (А.Н. Зак Указ. соч., стр. 272.) означает тоже, что и ''когда владельцы пожелают продать…'' в Уставе 1882 года. Отсюда та же критика, какая приведена в Главе1 данной работы. Действительно, составители нового Устава так и не прислушались к критике, касательно этого вопроса, по-прежнему Банк не оказывает помощь в том случае, если крестьяне хотят приобрести земли дворян, продаваемые с торгов.
По третьей статье собственный капитал Банка составляют суммы, полученные от реализации государственных свидетельств Банка, запасной капитал образуется из чистой прибыли Банка, собственный капитал состоит из ''дарованных Банку по Всемилостивейшему Манифесту 14 ноября 1894 года отчислений из выкупных платежей крестьян'' (Там же), из чистой прибыли Банка, когда нет надобности делать отчисления в запасной капитал.
Должность управляющего Крестьянским Поземельным Банком возлагалась на управляющего Государственным Дворянским Земельным Банком (статья 27). Из этого многие авторы того времени делали вывод о том, что главнейшей целью этого общего управления является желание регулировать деятельность Крестьянского Банка в интересах дворянского землевладения.
Новым Уставом был расширен круг лиц, которые могли воспользоваться услугами Банка. В этот круг вошли мещане, постоянно занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью и проживающие в селениях.
По статье 54, Банк содействовал в приобретении земли только если ее количество могло быть обработано силами покупателя и его семьи. Цена земли должна была определяться по специальной оценке.
Что касается цены кредита, то она состояла из 5% ростового и 1% административного платежей, и при пяти сроках (от 13 до 51¾ года) весь годовой платеж составлял от 11,5% до 6%. При недоимке взыскивалась пеня в размере ½% в месяц, а если недоимка не будет выплачена в течение двух полугодий, то земля продается с торгов (статья 95).

§3. Характеристика наиболее существенных сторон деятельности Крестьянского Поземельного Банка 1895-1905 г.г.


Наиболее характерно то, что после введения нового Устава резко возросли размеры операций Банка. Уже в 1896 году было выдано ссуд на покупку 209000 дес, в последующие года операции Банка увеличивались с каждым годом, а в 1900 году при его содействии было куплено 817000 дес. За восемь лет (1896-1903 г.г.) общее количество купленной при содействии Банка земли достигло 4900000 дес., что составило в среднем за год по 612000 дес. – это почти в четыре раза больше, чем в первый период деятельности Банка (А.А. Кауфман Указ. соч., стр. 137.). Также это видно из таблицы 5: если за первый период деятельности общее количество выданных ссуд составило 14924, то в период с 1896 по 1905 г.г. их было выдано 44852 (в три раза больше, чем в первый период). Общая сумма ссуд составила в прошлый период 82,4 млн. руб., во второй период она увеличилась почти в пять раз (составив 405 млн. руб.), а общая площадь купленной при содействии Банка земли увеличилась более, чем в два раза – с 2411,7 до 5804,7 тыс. дес.
Рассмотрев цифры, можно увидеть несоответствие увеличения общей суммы ссуд и количества купленной земли. Причиной этого являлось повышение земельных цен. Если в 1883 году средняя цена десятины земли, проданной через Крестьянский Поземельный Банк, составляла 52,5 рубля (С.М. Дубровский Столыпинская земельная реформа М., 1963.), то в 1905 году уже 94 рубля, а средняя цена десятины, купленной у частных землевладельцев без помощи Крестьянского Банка – 111 рублей (см. табл. 9).
Однако, несмотря на повышение земельных цен, более рациональная постановка деятельности Банка привела к тому, что крестьяне стали справляться со своими обязательствами, их платежи стали поступать боле аккуратно, и это несмотря на то, что снижение цены кредита было недостаточно большим. О том, что недоимочность уменьшалась, можно судить по таблице 1. Если в 1896 году недоимочность составляла 49,1%, то в 1903 году она уже была 25,8%. В среднем за первый период недоимочность составила 37%, за второй 33%.
Уже было указано, что многие авторы конца прошлого века считали, что именно Крестьянский Поземельный Банк сыграл главную роль в повышении цен на землю. Позволим с этим не согласиться по следующим причинам. Цена на землю определяется не только ее плодородностью, но и спросом на нее. В России конца 19 века существовал огромный спрос, но он не являлся эффективным – у крестьян не было денег для покупки земли. Поэтому уровень цен поддерживался на низком уровне естественным путем. Пока Крестьянский Банк не покупал земли за свой счет, он не мог повлиять сильно на цены, являясь всего лишь посредником. Да, Банк влиял на увеличение спроса на землю, но это влияние было не очень сильным. Когда же Банк начинает покупать землю сам, это ведет к двойному увеличению спроса, причем эффективного: во-первых, это спрос со стороны самого Банка, во-вторых спрос крестьян, которые раньше не могли купить целое имение (даже при помощи Банка), а теперь получают возможность купить его по частям. Таким образом спрос взлетает, а вместе с ним и цены. К такому же результату (увеличение спроса) приводит и уменьшение цены кредита.
Из этих выводов может возникнуть вопрос: а нужен ли тогда был вообще этот Банк для крестьян? Да, учреждение и деятельность Крестьянского Поземельного Банка была необходима для того времени, это учреждение помогло многим крестьянам встать на ноги, а также избавиться от многих неэффективных собственников.
Заканчивая описание второго периода деятельности Крестьянского Поземельного Банка необходимо отметить, что его деятельность стала намного более хорошо организована, чем в первый период деятельности. Увеличение размеров деятельности (в 1899 году из всех крестьянских покупок на покупки с помощью Банка приходилось 48,8% (всего было куплено 1340,2 тыс. дес., с помощью Банка – 654 тыс. дес.) (Н. А. Проскурякова Крестьянский Поземельный Банк / Отечественная история, №3, 1998.)), как нам кажется, говорит и о том, что Банк смог завоевать доверие крестьян.

Введение

Глава 1. Учреждение Крестьянского Поземельного Банка

Глава 3. Деятельность Крестьянского Поземельного Банка (1883-1916 г.г.)

Заключение

Библиография

Приложения (Word)

Вернуться в секцию экономической истории России

Hosted by uCoz